Новые статьи

О выборе матрацев Качественный матрас, особенно ортопедический, может стоить внушительную сумму. Только все…

Почему важно планировать денежный поток В процессе разработки бизнес плана планировать денежный поток важнее, чем…

Почему банк может отказать в кредите Кредит в Беларуси сегодня получить не просто легко, а очень…

Ведение бизнес-процессов с помощью CRM-системы Выражение «Время – деньги» просто и коротко демонстрирует одну из…

Ставим забор из евроштакетника: преимущества решения Помните забор у бабушки в деревне? Такие деревянные планки, иногда…

Минфин о налоговой нагрузке на ИП | Печать |
Налогообложение

Минфин называет некорректным заявления представителей общественных объединений предпринимателей о значительном увеличении в текущем году налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Такие комментарии произошедших с 1 января 2011 года в налоговом законодательстве изменений, опубликованные отдельными интернет-изданиями, некорректны, поскольку полностью искажают действительность, утверждают в Минфине.

О каких же конкретно изменениях идет речь и как они реально повлияли на индивидуальных предпринимателей? Рассказывают специалисты министерства:

Для полного понимания ситуации обратимся к краткой истории вопроса.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется в Республике Беларусь на протяжении последних 10 лет. Основной его смысл заключается в том, что индивидуальный предприниматель при осуществлении отдельных видов деятельности (как правило, трудно поддающихся контролю) вместо совокупности установленных налогов и сборов уплачивает практически один налог, взимаемый в фиксированной величине, независимо от размера реально полученного дохода. Именно в этом заключается его привлекательность как для предпринимателей, так и для государства.

Вполне естественно, что его взимание связано с рядом особенностей. Одна из них – это применение повышающего коэффициента к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, торгующих товарами, не произведенными в Республике Беларусь. По сути это аналог импортной таможенной пошлины, применяемой абсолютным большинством стран и направленной на защиту внутреннего рынка.

С учетом этого коэффициента, индивидуальный предприниматель, занимающийся реализацией импортных товаров, всегда объективно уплачивал большую сумму единого налога по сравнению с предпринимателем, занимающимся торговлей белорусских товаров или оказывающим услуги.

Вместе с тем, с развитием предпринимательства в Республике Беларусь, совершенствованием других систем налогообложения (в частности, упрощенной системы налогообложения) справедливо стал вопрос о выравнивании конкурентных условий между субъектами предпринимательства, применяющими отличные от единого налога системы налогообложения.

Дело в том, что индивидуальный предприниматель или организация, применяющие общую или упрощенную системы налогообложения, уплачивают налоги в зависимости от размера полученного дохода, прибыли, выручки и т.п. А индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог, вносит его в бюджет в фиксированном размере независимо от реально полученного дохода, что при значительном торговом обороте ставит его в более выгодные условия, заключающиеся в возможности получения большей прибыли, снижении цен и др.

Именно для выравнивания конкурентных условий деятельности различных субъектов предпринимательства с 2009 года в систему взимания единого налога был введен механизм доплаты. Его смысл заключался в том, что при превышении у индивидуального предпринимателя выручки от реализации товаров и услуг 20-ти кратного размера подлежащего уплате единого налога, с суммы такого превышения в бюджет необходимо было доплатить налог в размере 10 процентов.

Но именно из-за того, что индивидуальные предприниматели, реализующие иностранные товары, к ставке единого налога применяли повышающий коэффициент, предельный размер выручки, с которого они вынуждены были осуществлять доплату налога, для них существенно превышал предельный размер выручки, рассчитанный для индивидуальных предпринимателей, реализующих белорусские товары или оказывающих услуги и уплачивающих единый налог без повышающего коэффициента. В результате эти категории индивидуальных предпринимателей оказалась в худшем положении, чем индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей импортными товарами, поскольку при равном объеме выручки вынуждены были платить большую сумму единого налога. Весьма наглядно это иллюстрирует условный расчет.

№ п/п Показатели
ИП, реализующий белорусские товары до 2011 г.
ИП, оказывающий услуги до 2011 г.
ИП, реализующий импортные товары до 2011 г.
1. Ставка единого налога, рублей
300 000
300 000
300 000
2. Повышающий коэффициент
х
х
2
3. Сумма единого налога, подлежащая уплате (стр.1хстр.2), рублей
300 000
300 000
600 000
4. Предельный размер выручки, при достижении которого производится доплата единого налога (стр.3х20)
6 000 000
6 000 000
12 000 000
5. Сумма единого налога, подлежащая доплате при размере выручки ИП 13 млн. рублей ((13млн. руб.-стр.4)х10%), рублей
700 000
700 000
100 000
6. Итого сумма уплачиваемого единого налога (стр.3+стр.5)
1 000 000
1 000 000
700 000

Таким образом, между налогообложением указанных категорий индивидуальных предпринимателей возникли диспропорции, которые и были устранены с 1 января 2011 года путем внесения в налоговое законодательство соответствующих изменений.

Конкретно для этого изменена база для расчета предельного размера выручки, при превышении которого осуществляется доплата единого налога. В ее качестве для всех индивидуальных предпринимателей установлена ставка единого налога без корректирующих коэффициентов. Одновременно произошло увеличение предельного размера выручки с 20-кратной суммы единого налога до 30-кратной ставки единого налога, а ставка такой доплаты снижена с 10-ти до 8 процентов.

В результате действительно, для индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров, сумма доплаты единого налога с выручки возросла. Но одновременно произошло снижение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей белорусскими товарами или оказывающих услуги, причем довольно существенное. Всего к данной категории относится более 45 тысяч индивидуальных предпринимателей.

№ п/п Показатели
ИП, реализующий белорусские товары
ИП, оказывающий услуги
ИП, реализующий импортные товары
2010 г. справочно
2011 г.
2010 г. справочно
2011 г.
2010 г. справочно
2011 г.
1. Ставка единого налога, рублей
300 000
300 000
300 000
300 000
300 000
300 000
2. Повышающий коэффициент
х
х
х
х
2
2
3. Сумма единого налога, подлежащая уплате (стр.1хстр.2), рублей
300 000
300 000
300 000
300 000
600 000
600 000
4. Предельный размер выручки, при достижении которого производится доплата единого налога (стр.1х30)
6 000 000
9 000 000
6 000 000
9 000 000
12 000 000
9 000 000
5. Сумма единого налога, подлежащая доплате при размере выручки ИП 13 млн. рублей ((13млн. руб.-стр.4)х8%), рублей
700 000
320 000
700 000
320 000
100 000
320 000
6. Итого сумма уплачиваемого единого налога (стр.3+стр.5)
1 000 000
620 000
1 000 000
620 000
700 000
920 000

омплексное рассмотрение поднятого вопроса свидетельствует об отсутствии усиления налогового давления на индивидуальных предпринимателей в целом, поскольку в данном случае осуществлено выравнивание условий налогообложения их различных категорий. Более того, расчеты показывают, что при больших размерах выручки снижение налоговой нагрузки в 2011 году по сравнению с условиями 2010 года произойдет и у индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров.
По материалам: interfax.by

 

 

У вас нет прав на публикацию комментариев.

Комментарии в разделе "Открываем бизнес"

RSS