Новые статьи

О выборе матрацев Качественный матрас, особенно ортопедический, может стоить внушительную сумму. Только все…

Почему важно планировать денежный поток В процессе разработки бизнес плана планировать денежный поток важнее, чем…

Почему банк может отказать в кредите Кредит в Беларуси сегодня получить не просто легко, а очень…

Ведение бизнес-процессов с помощью CRM-системы Выражение «Время – деньги» просто и коротко демонстрирует одну из…

Ставим забор из евроштакетника: преимущества решения Помните забор у бабушки в деревне? Такие деревянные планки, иногда…

Правовое регулирование в сфере малого предпринимательства. | Печать |
Регистрируем юрлицо

Общепринято, что в целом малое предпринимательство несет в себе мобильность, инициативность и предприимчивость. Собственно, значение слова "предприимчивость" и подразумевает рисковую и самостоятельную природу субъектов предпринимательства.

 

Полагаем, для данной категории субъектов необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы реализации предприимчивости, предоставляя выбор условий осуществления предпринимательской деятельности.
С юридической точки зрения состав субъектов малого предпринимательства установлен Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства". Так, к ним относятся:
•    Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь;
•    Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
•    Малые организации - Зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Статьей 13 Закона Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства обозначено осуществление мер по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках.
Реализация данного направления осуществляется различными способами. Так, с учетом современных макроэкономических тенденций, связанных с затруднительной реализацией товаров белорусских производителей, для одного из видов субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей (ИП)) установлен особый режим осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на основе уплаты единого торгового сбора, сумма которого составляет 35 тыс.бел.руб. в месяц.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 477 "О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 194" (далее - Указ N 477) индивидуальные предприниматели вправе осуществлять вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределы товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций - изготовителей этих товаров либо торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими <*1>, на основе уплаты только единого торгового сбора в части доходов, полученных от реализации таких товаров. Вместе с тем таможенное оформление и статистическое декларирование вывозимых товаров производится в установленном порядке.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь обращает внимание на то, что в случае если индивидуальные предприниматели приобретают товары у белорусских организаций-изготовителей либо оптовых организаций для реализации в Республике Беларусь, то они не являются плательщиками единого торгового сбора, а должны уплачивать единый налог либо применять общий порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения <*2>.
В случае если индивидуальный предприниматель осуществляет виды деятельности, не относящиеся к деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, по которой уплачивается единый торговый сбор, и одновременно реализует товары за пределы республики в рамках реализации Указа N 477, то необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по этим видам деятельности и соответственно отдельно уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также другие обязательные платежи в порядке, предусмотренном законодательством, по основным видам деятельности и уплачивать единый торговый сбор.
Следует отметить, что полученные от реализации товаров за пределами республики суммы фактически полученных доходов подлежат декларированию при указании их в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы.
Специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) в Республике Беларусь связывается с понятием особого режима налогообложения. Перечень последних закреплен в п. 2 ст. 10 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). В частности, к особым режимам налогообложения относятся: налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Вместе с тем в п. 3 ст. 10 НК содержится оговорка о том, что специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) может применяться также и в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь. Несмотря на отсутствие прямого указания в Указе N 477 на тот факт, что единый торговый сбор относится к числу особых режимов налогообложения, по содержанию режима, полагаем, есть все основания рассматривать его в качестве такового, поскольку закреплено освобождение от уплаты подоходного налога, налога при упрощенной системе налогообложения, налога на добавленную стоимость, местных налогов и сборов в части доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, а также установлен размер единого торгового сбора, который уплачивается при соблюдении определенных в Указе N 477 условий.
Таким образом, можно констатировать: законодатель предоставил для индивидуальных предпринимателей ряд вариантов осуществления предпринимательской деятельности, которые зависят от вида деятельности или от предмета совершаемых сделок. В частности, можно отметить общий режим, предполагающий уплату подоходного налога (гл. 16 НК), уплату налога при упрощенной системе налогообложения (гл. 34 НК), единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл. 35 НК, Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности"), а также уплату единого торгового сбора (Указ N 477). Последний, в отличие от иных, установлен Президентом Республики Беларусь и применяется при реализации за пределы Республики Беларусь товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций - изготовителей этих товаров либо торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими. Все из перечисленных режимов налогообложения установлены без каких-либо ограничений по срокам действия соответствующих норм.
Однако обращает на себя внимание незначительная сумма дохода (3,5 млн.бел.руб.), с суммы превышения которой индивидуальный предприниматель должен производить доплату в размере 10%. Полагаем, что в целях стимулирования вывоза белорусских товаров необходимо лимит превышения повысить со стократного размера единого торгового сбора до, например, тысячекратного, поскольку актуальная задача в настоящее время - это разгрузить склады белорусских производителей. Возможно также определить перечень наиболее проблемных в плане реализации белорусских товаров, в отношении которых возможно установление дополнительных льгот.

<*1> По сообщению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, информация о белорусских организациях - изготовителях товаров и торговых организациях (площадках мелкооптовой торговли товарами отечественного производства), осуществляющих оптовую торговлю этими товарами, и местах осуществления такой торговли, в частности, содержится на интернет-сайтах Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь.
<*2> См. официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: О порядке применения Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 477 "О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 194".


 

У вас нет прав на публикацию комментариев.

Комментарии в разделе "Открываем бизнес"

RSS