Жизнеспособен ли бизнес сферы услуг? | Печать |
Рынок

В Беларуси вклад сферы услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны не столь высок, как в других развивающихся странах. Однако в Минэкономики на будущую пятилетку поставили задачу повысить значимость данного сектора экономики. Эксперты Всемирного банка по такому случаю подготовили аналитическую записку "Беларусь: тенденции и проблемы в сфере услуг", где отразили наиболее характерные аспекты.

"Тягловой лошадью" белорусской экономики долгие годы является промышленность. На долю промышленности и строительной отрасли приходилось 2/3 совокупного роста ВВП в 2008 году в сравнении с 30% в 2001 году. Однако удельный вес услуг торговли и общественного питания за этот период увеличился на 3 процентных пункта, но удельный вес всех "прочих услуг" сократился на 12%. Нынче доля услуг в валовом внутреннем продукте составляет около 45%.

С недавних пор в правительстве стали полагать, что делать ставку на один сектор промышленности при огромном-то потенциале сферы услуг является неразумным. Первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, выступая недавно на совместном заседании палат Национального собрания, напомнил, что в любой цивилизованной европейской стране, если взять структуру ВВП, 70-80% формируется услугами во всех сферах – обслуживание, образование, здравоохранение. Говоря о следующей пятилетке, Владимир Семашко выразил пожелание, чтобы сфера услуг двигалась опережающими темпами по отношению к сфере производства.

С эмпирической точки зрения, чем выше ВВП на душу населения, тем выше удельный вес услуг в ВВП. Эксперты Всемирного банка провели сравнительный анализ сопоставимых экономик. Оказалось, что "отношение услуг к ВВП в случае Беларуси находится ниже линии тренда по сравнению с другими растущими экономиками". "Недостаточное развитие сектора услуг может являться препятствием для дальнейшего роста экономики, особенно в контексте сложностей с конкурентоспособностью, которые возникли для промышленности и экспорта в значительно более напряженных условиях посткризисного периода", говорится в аналитической записке Всемирного банка.

Экспорт услуг с 2000 по 2008 годы вырос практически в 4,3 раза, однако импорт вырос почти в 5 раз. По данным Национального банка Беларуси, за январь-май текущего года сальдо внешней торговли услугами сформировалось положительным и составило 764, 9 млн долларов. Экспорт услуг составил 1,714 млрд долларов и по сравнению с январем-маем 2009 г. увеличился на 32,9%, импорт – 949,8 млн и возрос на 34,6%. Экспорт услуг в страны СНГ составил 25,1% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ – 74,9%, импорт услуг из стран СНГ – 28,8% общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ – 71,2%.

Впрочем, сальдо внешней торговли товарами и услугами за данный период сложилось отрицательным – 1,8 млрд долларов. Как видим, торговля товарами доминирует над услугами. Можно сказать, благодаря тому, что Беларусь оказывает больше услуг на экспорт, сальдо немного снижается. Вместе с тем сфера услуг в других транзитных странах более развита и обеспечивает существенный источник поступления валюты в страну.

Транспортные услуги играют ведущую роль в экспорте услуг Беларуси, что неудивительно для транзитной страны. Выручка от транзита в 2008 году составила 2,6 млрд долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. В минувшем году от транзита удалось заработать 1,9 млрд долларов. В 2010 году Беларусь рассчитывает получить более 2 млрд долларов. К 2015 году доход от транзита планируется увеличить на 24%.

Впрочем, среди услуг транспорта доля трубопроводного транспорта резко преобладает и составляет около 40%, доходя в денежном эквиваленте до 1 млрд долларов. В разгар кризисных явлений Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4%, или на 2,4 млн тонн, а доход увеличился на 12 млн долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн долларов (снижение на 18%). Вместе с тем уже сейчас понятно, что в дальнейшем Беларуси не стоит рассчитывать на увеличение выручки от транзита нефти и газа. Россия, как основной пользователь наших нефте- и газотранспортной систем, не будет платить за транзит в прежних объемах после введения БТС-2 и газопроводов в обход Беларуси. Кроме того, как подчеркнул начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов, "уже сейчас наблюдается снижение спроса на нефть в Европе, увеличение спроса в Китай. Транзитные потоки перераспределяются по независящим от нас причинам". Восполнить потерю доходов в "энергетическом секторе" по силам грузоперевозчикам. По оценкам Минтранса, транзит грузов через Беларусь постепенно увеличивается. И, как отмечает П. Божанов, "главное преимущество, которое Беларусь предоставляет автомобильным перевозчикам, это безопасность и скорость перевозок".

Еще одна сфера, на которую сделана ставка и где активно растут объемы услуг, - это информационные технологии. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг за последние 7 лет выросла более чем в пять раз – с 0,02 до 0,1%. При этом суммарный объем экспорта ИТ-услуг, по официальным данным, в 2009 году составил 159,1 млн долларов против 154,7 млн в 2008 году. Это практически в десять раз больше, чем в 2003 году – 17,4 млн долл. Доля экспорта ИТ-услуг в экспорте услуг Беларуси за год увеличилась с 3,7% до 4,6%.

Остальные услуги не очень сильно развиваются. В правительстве считают, что возможности заработать на иностранцах за счет образовательных, медицинских и санаторно-курортных услуг используются далеко не в полной мере. Однако готово ли государство создавать условия, которые позволили бы этому сектору экономики развиваться? Вероятно, что желание все же имеется. Однако достаточно и барьеров, которые устанавливают сами власти.

Зачем создавать барьеры?

В отличие от Беларуси во многих странах с переходной экономикой именно сектор услуг привлекает большой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), и этот процесс в большей степени связан с либерализацией торговли, открытием рынков для прихода иностранных компаний, приватизацией государственных монополий и внутренней политикой и регулированием. Беларусь может похвастаться положительными примерами. ПИИ в банковском секторе увеличились существенно, поднявшись с пусть и низкого исходного уровня 0,2% ВВП в 2007 году до 1,1% в 2009 году (30% совокупного притока ПИИ в 2009 году). Это произошло в результате двух процессов: положительное изменение правил и норм регулирования работы банковского сектора (то есть отмена института "золотой акции" и верхнего лимита участия иностранных банков в капитале банков, переход на МСФО) и начало приватизации государственных банков (т.е. БПС-Банка).

Эксперты ВБ утверждают, что широкий круг услуг может быть привлекательным для ПИИ при условиях продолжения либерализации экономики. Взять, например, сектор "гостиницы и рестораны", который является потенциально привлекательным сектором для иностранных инвестиций. Хотя бы по той простой причине, что до сих пор в Беларуси была открыта одна гостиница, относящаяся к международной сети. Вместе с тем за последние годы сократилась занятость в гостиницах и ресторанах. Однако, как выяснили эксперты Всемирного банка, общее увеличение занятости в "торговле и общественном питании" сгладило эту тенденцию. Можно также напомнить, что многие кафешки и рестораны в центре Минска работают до 23 часов. И это является сдерживающим фактором.

Если продолжить анализировать сферу торговли, то и там всплывут подобные перекосы. Доля отечественной продукции в магазинах должна составлять по негласным правилам 75% в случае продовольственных товаров, до 40% - у промышленных. Кроме того, существует перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Хотя, справедливости ради, недавно была снята эта норма в отношении кафе и ресторанов первой и высшей категорий. "Именно действенная конкуренция обеспечивает высокий уровень качества услуг и держит цены на услуги под контролем", - полагают эксперты Всемирного банка.

Мы уже говорили, что в белорусской экономической политике первостепенное значение уделяется промышленности. Причем знаки такого внимания имеют обратную сторону медали. Препятствия для роста сектора услуг выше, чем для промышленного сектора. Наиболее серьезными барьерами для компаний из сектора услуг являются высокие ставки налогов, нехватка квалифицированных кадров, лицензирование и регулирование бизнеса и доступ к финансированию. Последний аспект является показательным. Крупные госпредприятия получают льготные кредиты и бюджетные субсидии. Частные компании вынуждены довольствоваться ресурсами по рыночным ставкам. Одним из ярких примеров является решение правительства возместить часть процентов по валютным и рублевым кредитам трем крупным госпредприятиям "Химволокно" (Светлогорск), "Могилевхимволокно" и "Белшина" на сумму около 1,1 трлн рублей.

Другой момент – это реформирование такого инструмента, как лицензирование. Согласно данным Всемирного банка, в настоящее время в Беларуси существует 230 тысяч лицензий. Из них преобладающее большинство - 3/4 лицензий - относится к предоставлению услуг. Работа над проектом указа по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности ведется уже более года. Его принятие постоянно откладывается. Как недавно отметил заместитель министра экономики Андрей Тур, "очень много у нас оппонентов, никто не хочет отдавать именно такой инструмент регулирования, как лицензирование". "Перечень условий и требований лицензирования слишком широк, что создает риск закрытия предприятия в результате неосознанного нарушения этих требований, - полагают эксперты Всемирного банка. - Это не только создает существенную нагрузку на предприятия сектора услуг, но также ограничивает конкуренцию, не позволяя новым предприятиям выходить на это поле деятельности".

По мнению экономиста Леонида Заико, использовать сферу услуг на полную катушку невозможно без активного участия частного бизнеса. А сегодня здесь доминирует государство. "Государство должно создавать условия: выделить участки земли, создать там необходимую инфраструктуру, коммуникации, потому что сейчас самая большая проблема - земля. А люди потом сами все построят, возьмут кредиты. По такому пути идет большинство стран мира", - полагает он.

Пока же основную часть услуг (от 50% до 90%) оказывают госорганизации. Однако для частных и государственных компаний - поставщиков услуг созданы неравные условия хозяйствования, поскольку при прочих равных условиях государственные промышленные предприятия, как правило, склонны передавать выполнение услуг государственным организациям. "Такое подавление конкуренции отрицательно сказывается на качестве и предложении услуг, а также на их ценах", - отмечают эксперты Всемирного банка.

По материалам: Александр Заяц, TUT.BY

 

У вас нет прав на публикацию комментариев.