Франшизы в Беларуси | Печать |
Рынок

По информации Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС), с начала текущего года в Беларуси было зарегистрировано три договора комплексной предпринимательской лицензии, или по-другому – франчайзинга. Мировой финансово-экономический кризис не повлиял на распространение этой формы отношений между субъектами бизнеса на территории страны. Но, по мнению экспертов «Ежедневника», франчайзинг по-прежнему остается весьма привлекательным механизмом развития бизнеса на белорусском рынке.

В частности, франчайзинговые отношения в этом временном промежутке оформила одна из крупнейших предпринимательских структур Беларуси – ООО «Трайпл». Выступающая в качестве франчайзи структура известного бизнесмена Юрия Чижа закрепила уже давно сложившиеся деловые отношения с владельцем бренда готовой одежды – немецкой компанией Tom Tailor. Договор между двумя структурами будет действовать до конца 2011 года. Напомним, что на сегодняшний день у «Трайпла» действуют в Минске два магазина под этой торговой маркой.

На два года свои отношения оформили также ЧТУП «Авангард-Электросервис» и «Белбизнессеть», на пять – нидерландская «Миникардс» и ее «дочка» – ЧТПУП «Миникардс». Также в ряд действующих договоров (франчайзеры – «Электросервис и К», «НТС») были внесены изменения.

В целом же, если говорить о дате рождения франчайзинга в Беларуси, то им является 2006 год. В январе 2006 года НЦИС зарегистрировал первый договор франчайзинга, по которому компания «НТС» начала продвижение своей франшизы в розничной торговле продуктами питания.

Франчайзи тогда стал региональный (гомельский) ритейлер «Центр». Позже «Центр» был выкуплен «НТС». Напомним, что «НТС» в настоящее время принадлежит украинскому бизнесмену Николаю Лагуну, компания является крупнейшим частным игроком белорусского рынка продовольственного ритейла.

Самым крупным отечественным франчайзером является еще один ритейлер – компания «Электросервис и К» (сеть магазинов бытовой техники). Из иностранных франчайзеров выделяется российская компания «1С».

На территории Беларуси работает достаточно много компаний, использующих известные российские или западные бренды. В то же время, отмечают эксперты, многие из них не регистрируют договоры в НЦИС, полагаясь на дружеские отношения между франчайзером и франчайзи.
Что касается отраслей, где сегодня в Беларуси наиболее развиты франчайзинговые отношения, то в первую очередь это розничная торговля, а также система общепита.

Михаил Радкевич

 

У вас нет прав на публикацию комментариев.