Беда не приходит одна | Печать |
Рынок

Цены на автомобильное топливо в Беларуси снова могут вырасти на 5-7 процентов. По сведениям оргкомитета по созданию общественного объединения «За Авто», которые были получены во время встречи с главой «Белнефтехима» Игорем Жилиным, розничные цены на бензин и дизтопливо могут снова вырасти в мае на 5-7%, сообщает «Белсат».

— Во время этого разговора нам дали понять, что «Белнефтехим» намерен и далее повышать цены на топливо, чтобы повысить рентабельность предприятий концерна», — рассказывает Артем Шарков, представитель организации «За Авто». По неофициальной информации, подъем цен может состояться в первой половине мая.

По итогам первых двух месяцев, убытки нефтеперерабатывающей отрасли составили более 200 миллиардов рублей. Возможное повышение цен подтверждает и экономист Татьяна Манёнок: «Риторический вопрос можно задавать: почему, имея беспошлинную нефть, правительство вынуждено поднимать цены. А иного выхода нет в нашей ситуации. Когда такие высокие акцизы на нефтепродукты, есть два варианта: или снижать эти акцизы, или повышать цены».

Напомним, что розничные цены на АЗС в 2011 году повышались уже дважды — с начала года они выросли в среднем на 23% по разным видам топлива.

При этом белорусская нефтепеработка продолжает оставаться убыточной. И мозырский, и новополоцкий НПЗ в январе-феврале ежемесячно приносили $15-20 млн убытков. Как пишет АФН, ситуация продолжает ухудшаться: если 2010 год МНПЗ закончил с прибылью в $40 млн, то в 2011 году текущий убыток — $60 млн, что вымыло почти все оборотные средства, и 95% поставок закупается за счет банковских кредитов.

В довершение ко всему, с 1 мая Мозырский завод как минимум на три недели станет на плановый ремонт, в результате чего загрузка его мощностей снизится в 1,5-2 раза.

Масла в агонию подливает и Россия, вынужденная бороться с топливным кризисом. Правительство РФ с 1 мая резко увеличивает вывозные пошлины — на 7% на нефть (с $423,7 до $453,7 за тонну), на 7% на темные нефтепродукты (с $197,9 до $211,8 за тонну) и на 7% на светлые нефтепродукты (с $283,9 до $304 за тонну). При этом временно (как минимум на месяц), но резко вырастает пошлина на бензин — на целых 44% (с $283,9 до $408,3 за тонну).

До сих пор экспортная пошлина на любые светлые нефтепродукты равнялась 67% пошлины на нефть. А с завтрашнего дня пошлина на бензин практически сравняется с пошлиной на нефть — разница будет лишь в 10%, хотя ранее планировалось, что пошлины на все нефтепродукты вырастут на 7%.

Очевидно, что резкий рост вывозных пошлин на продукцию вкупе с остановкой Мозырского НПЗ ставят под вопрос рентабельность экспорта белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти. В этой связи повышение розничных цен для белорусских потребителей выглядит более чем вероятным.
По материалам: avto.ej.by

 

У вас нет прав на публикацию комментариев.