Брендовая конкуренция | Печать |
Бизнес и закон

Товарные знаки в последнее время все чаще становятся инструментом недобросовестной конкуренции. Регистрация товарных знаков, созданных с использованием чужого интеллектуального труда и направленная на вытеснение конкурентов с рынка, перестает быть редким явлением в белорусской экономике.

Этот факт признают даже в департаменте по ценовой политике Минэкономики РБ, в ведении которого находится рассмотрение вопросов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства. Показательным в данном отношении является следующий случай.

Потенциальные нарушители.

Рассказывает замдиректора ООО "Евролайт" Елена Бетхен: "Наше предприятие работает на белорусском рынке с 2003 года и является импортером автомобильных аксессуаров и светотехнической продукции. Начиная с 2007 года мы работаем с китайскими поставщиками автомобильных аксессуаров с коммерческой маркировкой на упаковке и изделиях Racing TYPE R. В этом году неожиданно для нас наши клиенты - розничные продавцы (сеть гипермаркетов, автозаправочных станций, ЦУМ и т. д.) - потребовали забрать товар, маркированный вышеназванным образом, из их торговых сетей. В обоснование своей просьбы они сослались на письмо нашего конкурента - ООО "И". Это предприятие одновременно с нами импортирует в Беларусь идентичные товары того же китайского производителя. В письме было указано, что 14 января 2010 года ООО "И" зарегистрировало на территории РБ товарный знак (далее - ТЗ) typeR в отношении ряда товаров по Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ). При этом ряд товаров, на которые распространялся этот ТЗ, совпадал с теми, оптовой реализацией которых занималось ООО "Евролайт".

В письме, рассказала далее Е. Бетхен, розничным продавцам предлагалось принять меры для устранения нарушений и убрать из торговых залов товары, нарушающие права владельца товарного знака - ООО "И". "В связи с тем, что никаких правоустанавливающих документов у нас не было, мы были вынуждены забрать все остатки товаров, маркированных этим знаком из розничной сети".

Изучив обстоятельства дела, юристы выяснили, что зарегистрированный конкурентами "Евролайт" ТЗ является составной частью ТЗ Civic Type-R, принадлежащего компании Honda. Однако Национальный центр интеллектуальной собственности РБ (далее - НЦИС), регистрируя ТЗ, посчитал, что товарный знак typeR не нарушает чьи-либо права.

Тем не менее в "Евролайте" посчитали, что действия ООО "И" не вполне добросовестные.

Расследование обстоятельств.

Прежде всего, рассказывает Е. Бетхен, юристы известили о факте регистрации спорного ТЗ белорусского официального дилера компании Honda. Затем обратились в департамент ценовой политики Минэкономики РБ с заявлением о признании действий ООО "И" недобросовестной конкуренцией в отношении интересующей группы товаров по МКТУ.

В заявлении, в частности, указано, что ТЗ typeR зарегистрирован ООО "И" с использованием чужого интеллектуального труда (коммерческая маркировка Racing TYPE R используется китайским производителем с 2000 года). При этом ООО "И" не является производителем данного вида товаров. Коммерческая маркировка Racing TYPE R производилась китайским производителем задолго до регистрации спорного ТЗ.

Иными словами, регистрация прав на ТЗ typeR и маркировка товаров данным обозначением не могла способствовать отличию однородных товаров одного юридического лица от другого. Между тем такое требование к ТЗ непосредственно вытекает из юридического определения ТЗ, содержащегося в Законе РБ "О товарных знаках и знаках обслуживания" (далее - закон).

Более того, действия ООО "И" грозили разрывом отношений с нашими давними деловыми партнерами как на территории РБ, так и вне ее. Иными словами, единственным мотивом действий по регистрации ТЗ конкурентами, по мнению "Евролайт", явилось желание стать монопольным импортером и продавцом данного вида товаров на территории Беларуси.

В заявлении было указано, что действия ООО "И" противоречат требованиям пункта 4 ст. 14-2 закона, согласно которому запрещаются и признаются неправомерными действия субъекта хозяйствования непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение.

Напомним, департамент ценовой политики рассматривает заявления (обращения) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции в случаях, когда неправомерные действия осуществляются на республиканском товарном рынке либо на местных товарных рынках нескольких областей. Если неправомерные действия осуществляются на местных товарных рынках, соответствующие заявления рассматривают управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома.

Позиция ООО "И" в данном деле заключалась в том, что регистрация ТЗ была произведена в соответствии с требованиями законодательства, а заявление ООО "Евролайт" было вызвано желанием избежать "потенциальной ответственности" в связи с незаконным использованием ТЗ typeR.

В частности, ООО "И" указывало на то обстоятельство, что предприятие продавало аналогичные товары задолго до того, как к их реализации приступило ООО "Евролайт".

Что касается непосредственно регистрации ТЗ, то она, по утверждению ООО "И", была произведена с целью активного продвижения качественных и экономичных автоаксессуаров и никоим образом не ограничивала конкуренцию и возможности насыщения рынка определенными товарами.

При этом ООО "Евролайт", по мнению ООО "И", не утратило возможности и дальше сотрудничать с его прежними партнерами и продвигать аналогичные товары (среди которых нет уникальных) под другими брендами.

Предпринятые же после регистрации ТЗ меры со стороны ООО "И" (рассылка писем) были направлены "на наведение порядка, являлись корректными и не преследовали цели причинения ущерба нарушителям".

Свои мотивы предприятие объясняло следующим образом: "Конкуренция на данном сегменте рынка высока, так как товары достаточно дешевые и не требуют специфических знаний, лицензий, сертификатов... Даже с небольшим капиталом любая фирма или индивидуальный предприниматель легко вклинивается в этот рынок. И основной метод добросовестной конкуренции - продвижение своего бренда".

Тест на добросовестность.
Брендовая конкуренция

Однако с таким пониманием добросовестной конкуренции в Минэкономики не согласились.

Напомним, согласно ст. 1 закона под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия субъектов хозяйствования, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Заявление ООО "Евролайт" рассматривалось в департаменте на протяжении двух месяцев, и в конечном итоге действия ООО "И" были признаны недобросовестной конкуренцией.

Прежде всего Минэкономики признало ООО "Евролайт" и ООО "И" конкурентами, поскольку они осуществляли свою деятельность на одних и тех же товарных рынках (данное обстоятельство необходимо для рассмотрения вопроса по существу).

Как указал в своем решении департамент Минэкономики, до регистрации ТЗ предприятия поставляли в РБ товары с обозначением typeR и конкурировали в равных условиях. Однако регистрация в 2007 году ООО "И" данного ТЗ (явившегося к тому же результатом чужого интеллектуального труда - компании Honda) ограничило свободную конкуренцию с ООО "Евролайт". Рассылку писем контрагентам ООО "Евролайт" в Минэкономики расценили как действия, направленные на расторжение деловых связей предприятия.

В свою очередь ООО "И" с решением департамента Минэкономики не согласилось и обжаловало его в Верховном суде РБ. Однако в удовлетворении жалобы суд отказал - решение департамента Минэкономики оставлено в силе.

Подтверждая выводы департамента о недобросовестной конкуренции со стороны ООО "И", суд в своем решении сослался, в частности, на объяснения самого директора ООО "И". Из них следовало, что целью регистрации спорного ТЗ явилось намерение ООО "И" стать монополистом на рынке товаров, маркированных обозначением typeR.

После этого НЦИС на основании возражений ООО "Евролайт" против регистрации ТЗ typeR на территории РБ вынес решение о признании данной регистрации недействительной в отношении ряда товаров.

Опасная тенденция.

"Какие бы мотивы ни руководили действиями наших конкурентов, в результате мы понесли значительные убытки и затраты. Возникла также угроза нашей деловой репутации. Поэтому в настоящее время мы готовим соответствующий иск в хозяйственный суд", - отметила в беседе с корреспондентом "БР" Е. Бетхен.

По ее словам, сложность ситуации заключается в том, что китайские партнеры не имеют регистрации спорного товарного знака даже на своей территории, не говоря уже о Беларуси. Поэтому если бы, например, ООО "И" зарегистрировало ТЗ и организовало собственное производство товаров с соответствующей маркировкой на территории РБ, то претензии к ним предъявить было бы сложно.

Есть еще один нюанс, который отметила Е. Бетхен. Если бы ООО "И" зарегистрировало спорный ТЗ, но не предприняло никаких действий по ограничению конкуренции, то для предъявления претензий в антимонопольный орган также не нашлось бы оснований.

Между тем, по информации замдиректора, их прямой конкурент уже или зарегистрировал, или подал заявки на регистрацию в качестве ТЗ практически всех незарегистрированных на территории Беларуси брендов, ввозом которых наряду с ООО "И" занимается ООО "Евролайт".

Недоработка нашего законодательства, считает Е. Бетхен, заключается в том, что, за исключением общеизвестных ТЗ, в Беларуси можно зарегистрировать любой ТЗ, известный в узких кругах. Таким образом, можно недобросовестно конкурировать за счет известности товаров той или иной товарной группы (например, зарегистрировать товарный знак, относящийся к товарам бытовой техники или к одежде).

"До сих пор для нас остается неясным один момент: как наши товары, введенные в гражданский оборот на абсолютно законных основаниях (до регистрации ТЗ typeR) вдруг стали контрафактными? Получается, что право на ТЗ охраняется государством, даже если этот знак скопирован у поставщика и затрагивает интересы других лиц. По нашему мнению, над этим стоит поразмыслить белорусским законодателям", - считает Е. Бетхен.

По словам директора ООО "Евролайт" Дмитрия Жемчугова, этот способ выдавливания конкурентов с рынка становится все более популярным: "Идет массовая регистрация не только своих, но и чужих товарных знаков, в том числе зарубежных компаний. И на это надо обращать внимание как регистрирующим органам, так и предприятиям, которые могут оказаться в нашей ситуации".
По материалам: belmarket.by, Сергей Панин

 

У вас нет прав на публикацию комментариев.