Перспективы развития государственно-частного партнерства | Печать |
Экономика/Обзоры

Важным шагом на пути становления института ГЧП в Беларуси стало традиционное послания президента народу и парламенту (озвучено 20 апреля 2010 г.), на котором была озвучена необходимость развивать новые формы взаимодействия бизнеса и государства. Разработка проекта закона «О государственно-частном партнерств» и реализация на
практике принципов государственно-частного партнерства посредством участия государства в создании инфраструктуры и в практической реализации инвестиционных проектов уже внесены в совместный план действий Совета министров и Национального банка Беларуси по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2010 г.. Более того, недавно НИЭИ Министерство экономики приступило к разработке проекта закона «Об основах государственно-частного партнерства». Следует, однако, отметить, что еще до этих событий Белорусской научно-промышленной ассоциацией (БНПА) был разработан вариант декрета о ГЧП в Беларуси. Соответственно, БНПА и сейчас играет важную роль в становлении института ГЧП в Беларуси.
Как и ожидалось, основной вопрос законодательного оформления ГЧП возник в отношении трактовки самого понятия ГЧП. Заслуженны юрист Беларуси В.Фадеев предлагает следующее определение ГЧП: «государственно частное партнерство – действенный правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в целях создания надлежащих условий для эффективного социального и экономического развития страны». Таким образом, здесь подразумевается не только участие в государства и бизнеса в экономических проектах, но и в разработке прогнозов социально-экономического развития, нормотворчестве, регулировании некоторых экономических вопросов.
По мнению белорусских экспертов, для действенного сотрудничества государственного и частного секторов в стране нужна политическая воля. Все формы государственно-частного партнерства в одном законе сложно учесть. В связи с этим представители бизнес сообщества полагают, что целесообразно, например, обозначить политическую волю государства к развитию института ГЧП в стране через специальный декрет, а далее вносить изменения в различные акты законодательства либо принимать новые акты. Эффективность указанного института будет скорее зависеть не от того, какой акт будет принят, а от того, насколько последовательно будет, прежде всего, государство реализовывать своюполитическую волю. И все же разработка специального закона о ГЧП пока ведется.
Некоторые правовые нормы, касающиеся отдельных форм ГЧП, уже имеются в белорусском законодательстве, в частности, в Инвестиционном кодексе (о концессиях), в Гражданском кодексе (договоры подряда, аренды, поставки для государственных нужд и др.).
По мнению экспертов, они либо не охватывают весь круг вопросов, либо разобщены. Разрабатываемый проект закона о ГЧП может существенно пополнить и модернизировать действующую нормативную базу в сфере инвестиционной деятельности, конкретизировать разносторонние формы и сферы использования ГЧП. В Минэкономики сообщают, что приразработке проекта закона планируется использовать зарубежный опыт ближайших соседей, и, в частности, России.
Кроме того, предлагается сформировать надлежащую институциональную среду, например, инвестиционный фонд, как в России, объединяющий государственные и частные активы. В обязанность Национального инвестиционного агентства предлагается включить подбор частных инвесторов для реализации проектов ГЧП; бизнес союзам передать часть регулирующих функций и полномочий органов отраслевого и местного управления, в частности, по распределению госзаказа, в перспективе использовать их возможности в качестве саморегулируемых организаций. Это должно придать конкурентный рыночный характер, независимость проектам ГЧП, сделать их эффективными.
Несмотря на то, что в Беларуси механизм концессии законодательно закреплен, его применение на практике фактически отсутствует. Была сделана попытка привлечь инвестиции под разработки некоторых месторождений полезных ископаемых (всего 4), включая железные руды, гипс, бетонитовые глины на принципе концессии, но она пока осталась безрезультатной. Более того, в базе данных проектов ГЧП всемирного банка Беларуси также не значится.

По материалам: research.by